Translate

воскресенье, 2 ноября 2014 г.

Фэйки в росписи.

Сегодня я бы хотела обратиться к теме спекуляций вокруг народного искусства, которые стали трендом.

В центре моего внимания проект "Вятская роспись". Вот, что написано на сайте:

История

Вятская роспись


Истоки вятской росписи таятся в глубинах истории, когда на Вятской земле существовала древняя славянская ведическая культура. После принятия христианства эта культура, так же как и ее древние знания, была предана забвению. В настоящее время практически ничего не сохранилось из этих древнейших знаний кроме отдельных разрозненных фрагментов, которые чудом избежали истребления только благодаря передаче их в символической форме в виде традиционных промыслов, элементов украшения жилища и предметов быта. Лучше всего древние узоры сохранились в орнаментах вышивки, а также в росписи прялок и сундуков. Каждая роспись несла в себе оберегающую силу, энергию направления жизни в благоприятное русло развития событий по Божественному плану.
  В вятской росписи все образы решаются в упрощенной символической форме. По представлениям древних славян, мир состоял из четырех элементов-стихий: Царя-Огня (под которым часто подразумевалось и Солнце), Царицы-Воды, Матери-Сырой Земли и Господина-Воздуха, который по умолчанию занимал всё пространство расписываемой поверхности. Существовал и пятый элемент, служащий объединительной силой всем четырем стихиям – это Любовь. Отсюда и деление структуры росписи на ярусы. Верхний ярус обозначает Небо и Солнце. Средний ярус – это мир человека и природы, а также существ ее населяющих. Нижний ярус представляет собой Мать-Землю и Воду, которая дает жизнь всему сущему.
  В большинстве своем мотивы росписи посвящены главным божествам – Солнцу-Отцу и Земле-Матери. Основное место в орнаментах занимает солярная (солнечная) символика, а также изображение космического устройства мира (Вселенной). Так, символ Солнца – это круг. Его энергия в росписи представляется в виде закругляющихся мазков. Встречается также символическое изображение Мирового Древа, являвшегося олицетворением Мировой Оси, на которой вращались Вселенная и Земля (твердь). Отголоски этих и других изображений до сих пор используются в традиционной росписи дымковской игрушки.
  Основными цветами вятской росписи являются, прежде всего, красный – цвет Верховного Божества Рода, а также желтый, оранжевый и черный. В качестве контрастных красок используются зеленый или синий цвета, которыми обозначается вода, в том числе и Хляби Небесные - воды, вытекающие из Небесной Сферы. Обязательным элементом считается наличие белого цвета, обозначающего Изначальный Белый Свет.
Так  Стиль вятской росписи можно охарактеризовать как свободный, кистевой, точечный,
выполняющийся с использованием техники 
«двойной мазок» с фоном или без такового.Тт

Такая незатейливая история "вятской" росписи, в современном духе повального увлечения ведическим славянством, и нет ни единой ссылочки на источник сей информации.
Стоит отметить пару слов насчет красок. В "вятской" росписи, которую "возрождает" Галина Устинова, присутсвует много синего и его оттенков. 

Панно "Три павы в райском саду" роспись по дереву художник. Г.Устинова

В прошлом синий цвет получали из перетертого лазурита, называлась краска ляпис-лазурь. Была она очень дорогая, буквально на вес золота. Спрашивается, откуда у вятских крестьян такие деньги на синюю краску? 
Более дешевый искусственный ультрамарин был получен лишь в 19 веке. Тюбингенский химик Гмелин открыл условия приготовления искусственного ультрамарина почти единовременно с французом Гиме (Guimet), получившем в 1828 г. премию за это изобретение. Кобальтовая синяя, называемая для краткости кобальтом, впервые получена французским физиком Тенаром (1777 - 1857). Берлинская лазурь фабрикуется с 1794 года.  Откуда древние славяне брали синий цвет на Вятке остается загадкой.

По поводу славян. Я по образованию учитель физики, так что в истории не очень сильна. Однако, если посмотреть на карту из википедии, то можно заметить, что Вятка (теперь Киров) расположена восточнее Новгорода (Великого Новгорода). И вплоть до конца 8 века никаких славян на Вятской земле не было. Основную часть населения составляли фино-угры. 



В википедии читаем о заселении земли Вятской русскими.
 "Территория современной Кировской области начала заселяться в эпоху Верхнего палеолита. В VII веке до н. э. начался железный век, представленный памятниками ананьинской культуры. В первой половине I тысячелетия нашей эры в бассейне реки Вятки формируются финно-угорские племена удмуртов (в восточной части) и марийцев (в западной части), к северу от бассейна — племена Коми.
В конце XII — начале XIII веков начинается заселение Вятской земли первыми русскими переселенцами, ими на берегах Вятки основаны первые русские города Никулицын, Котельнич, Хлынов. С началом монголо-татарское ига приток переселенцев резко увеличивается. Ко второй половине XIV века город Хлынов становится центром Вятской земли."
Так что никаких славян (с ведами и без вед) на территории Вятки не было.


Ну и напоследок хотелось бы остановиться на символике.  Солярные знаки в росписях используют многие народы.
Например, в музее Айя-София в Стамбуле. Христианские орнаменты доисламского периода истории Собора прекрасно сохранились (оказывается "нехорошие" христиане, притеснявшие славян, тоже использовали солярные знаки):


Или вот.
Женское головное полотенце. Браное ткачество. Южные удмурты. Начало XX века. (Климов К.М. - Удмуртское народное искусство. - 1988, стр.141) 



Про львов и единорогов можно посмотреть в этом реферате Я думаю, вполне наглядная информация о том, что львам уделялось много внимания не только у славян.

PS: Лично у меня сложилось впечатление, что весь этот пиар с "возрождением" направлен на личное обогащение участников проекта,  который по сути является очередным маркетинговым трешем. Хотя нельзя не отметить талант и оригинальность работ Устиновой, однако осадок надувательства портит все дело.

Дополнение от 19.06.2016
Яйцо "Павы у древа жизни"(дерево темпера, лак. Высота-14 см)  Г. Устинова
На самом деле  Устинова скопировала работу И. Павлова, выполненную в 19 веке в Чердынском районе деревни Мелехино в Прикамье, но почему-то не посчитала нужным указать имя старого мастера.